Промышленная эстетика.

Гармония и динамика светоцветовой среды.

Насколько трудно иметь дело с цветом, гармонией, понимали уже древние. Красота, считали они, это то, что проглядывает сквозь материальное явление как вечный признак "чего-то неповторимого".

Древнегреческие философы истолковывали атрибут красоты как равенство или соразмерность частей друг с другом и части с целым. Кроме математического можно выделить более глубокий смысл понятия "эстетический". Сократ, а затем Платон ставят вопрос о связи гармонии с прекрасным. В средневековой эстетике появляется уже толкование гармонии как пропорциональности и приятности цвета. В дальнейшем развивается чрезвычайно важное измерение - художественная гармония. Глубоко диалектическую природу последней необычайно остро выразили мыслители XIX в., которые интуитивно почувствовали, что гармония в искусстве достигается соблюдением формальной правильности, порядка, простоты и равновесия, а чаще всего путем нарушения этого порядка и формальной пропорциональности. Отсюда стремление искусства барокко к контрастам, к нарушению "школьных правил" (1).

С тех пор наука с переменным успехом решает эту сложную задачу, озаряя ее то блистательными выкладками и догадками ученых, то гениальными творениями живописцев и архитекторов. Так, Леопольд Рихтер писал "Попытки развить основные положения гармонии цветов, наблюдаемых в природе, в высшей степени опасны и нередко вводят в заблуждение. На самом деле, только ли цвет розы восхищает нас в ней? К нему присоединяется еще форма, прекрасный запах, наконец, еще радость взрастившего ее" (2). Окружающая нас природа красочна, и провереный путь зиждется на выявлении естественных закономерностей, с тем чтобы воспроизводить их. Изначально поиск вели философы и математики, позже - художники, в равной мере привлекалась психология, медицина, физика. Однако эти науки интересует либо абстрактная формула, либо плоскостная модель, что далеко от архитектуры и дизайна, имеющих дело с предметно-пространственным миром. В этой связи любопытны концепции (3) и др.

Подробно излагают свое отношение к теме Д. Джадд и Г. Вышецки. Они пишут " О цветовой гармонии написано множество книг, однако мнения различных специалистов по этому вопросу достаточно разноречивы.

Обнаружить причину таких противоречий не составляет труда" (4). И далее перечисляются эти причины. Эмоциональное впечатление от сочетаний цветов может быть неодинаково не только у разных людей, но и у одного и того же человека. Мы устаем от привычных цветовых сочетаний и часто рады любым изменениям. Цветовая слаженность зависит от абсолютного углового и относительного размеров участков и от композиции цветов, от формы элементов, от смысла и толкования изображения.

Цветовая гармония с точки зрения портретиста отлична от орнаментных композиций. "Попытки дать простые правила для построения цветовых гармоний обречены на провал в той или иной степени, однако половина сведений о цветовой гармонии интересует, вероятно, отдельные отрасли промышленности в большей степени, чем все данные о цветовых измерениях, поскольку часто при продаже товаров цветовая гармония должна сделать гораздо больше, чем- то, что может предложить контроль цвета" (4). Коммерческие мотивы ставятся во главу угла, потому и даются рекомендации. Любые три цвета, выбранные на правильной траектории в равноконтрастном пространстве (прямая, эллипс, окружность) или кривой, гармоничны. Кроме того, цвета для композиции могут быть отобраны из числа цветов, расположенных на отдельной поверхности (плоскости, цилиндр, сфера) цветового тела. Разновидность такой последовательности нельзя обнаружить до тех пор, пока в композицию не включено по крайней мере четыре цвета, так как плоскость в цветовом пространстве можно провести через точки, представляющие три цвета. Из двух подобных взаимоотношений более гармоничным будет то, которое более привычно наблюдателю. В этом случае, утверждают авторы, лучшим учителем является все та же природа. "Считается, что для того, чтобы получить хорошую последовательность зеленых оттенков, следует наблюдать за игрой светотени листьев. Красные и оранжевые оттенки нужно выбирать из цвета заката или осенних листьев. Гармоничные сочетания в черном, белом и коричневом нужно брать из зимнего пейзажа или окраски животных, птиц, насекомых" (4). И, наконец, самый тривиальный путь если цвета двух красок дают дисгармонию, то необходимо добавить немного одной краски к другой (4).

Итак, налицо склонность к упрощенному копированию флоры, фауны, в чем состоит ошибка физиков, не знающих, что природа мстит за нетворческое подражание. Отличие видения художника состоит в том, что он и "беспорядок" натуры может на холсте превратить в шедевр.

Архитектура и дизайн такими превращениями утешить себя не могут. Творец строит в пространстве мысленную модель гармоничного, реализует ее на чертеже, а затем в постройке. К. Маркс писал " И самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В процессе труда получается продукт, который уже в начале этого процесса имеется в представлении человека, т.е. "идеально"".

Для усиления эвристической деятельности в архитектурной практике используются объемные модели, различные приборы, фото- и теле контроль с модели и натуры, ЭВМ, а в дальнейшем, возможно, достойное место в моделировании цвета займет голография. Выход, следовательно, заключается в сочетании графа - изобразительного, макетного и физико-математического способов моделирования цвета с применением современных физических приборов, графопостроителей. Таким образом, появляется возможность комплексно выполнять программу для любой ситуации, начиная от жестких изолированных пространств, отдельных зданий до предприятия в целом. Наиболее достоверным является макетный способ моделирования. Для построения гармоний и функционального обоснования факторов, точных измерений следует ориентироваться на физико-математический метод. Контроль принимаемых решений эффективен с помощью регистрации психофизиологического состояния организма, подтверждаемого опросом испытуемых. В коллометрических целях используются сегодня экспертные оценки. Разработана система шкал (5) цветокомпозиций. Перспективным направлением следует считать метод анкетирования, опроса, интервью, выявления цветовых предпочтений. Эффективность света и цвета на производстве возрастает, если продумана долговременная программа изменения среды. Следует отметить, что удачно найденное решение не может существовать бесконечно долго. Совершенствуется технология, обновляется оборудование, меняется продукция. В природе также чередуются сезоны, ночь сменяется днем, переменчивы краски пейзажа и погода. Человека привлекают естественные контрасты, подобное он хочет видеть и в искусственной среде. Поэтому динамизм окружения важен не только для борьбы с монотонностью труда и обстановки, но является инструментом художественного совершенства. Еще Н. Г. Чернышевский заметил, что красота подвижна. "Прекрасное явление исчезает, - писал он, - исполнив свое дело, доставив нынче столько эстетического наслаждения, сколько мог вместить нынешний день; завтра будет новый день с новыми потребностями и только новое прекрасное может удовлетворить их" (6).

Список литературы

1. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория М. Наука, 1973. 256 с.

2. Рихтер Л. Основы учения о цветах для художников и деятелей

художественной промышленности. М.- Л. Госиздат, 1927. 134 с.

3. Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. М. Мир 1978, 590 с

Кравец В.И. Структура и функции цветовой гармонии в системе

объемно-пространственной композиции.- В кн. Эргономика и

художественное конструирование. Харьков, 1972, с. 54-60

Матвеев А.Б., Петров В.М. О некоторых закономерностях гармонических

цветовых сочетаний. - Светотехника, 1968, N 5, с. 7-11.

Новоселов А.М. Принципы цветовой гармонии (К теории цветовой

композиции производственной среды).- В кн. Эстетическая организация

производственной среды (вопросы производственной эстетики). М., 1972,

с. 60-79.

Рагимзаде Ю. Об исследовании цветовой гармонии на основе

колориметрического анализа.- Техническая эстетика, 1966,

N 2, с. 14-16, N 5, с. 16-23.

Устинов А.Г. Цвет в производственной среде. М. ВНИИТЭ, 1967,

238 с.

Nayatany Y., et al. Individual differences on the qualities

associated with two-color combination. - Farb.bn 19, 1970, p. 195-218

4. Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. М. Мир, 1978, 590 с.

5. Nayatany Y., et al. Individual differences on the qualities

associated with two-color combination. - Farb. bn 19, 1970, p 195-218

6. Чернышевский Н. Г. Эстетическое отношение искусства к

действительности. Избр. философ. соч. В 3-х т. Т. 1.- М.

Госполитиздат, 1950. 872 с.

7. Руководство по проектированию динамического освещения в

производственных помещениях. М. Стройиздат, 1980. 31 с.

8. Беляева Н. М. О согласовании эстетических и гигиенических

требований к светоцветовой среде производственных помещений.-

Светотехника, 1980, N 9, с. 7-9.

Естественное и искусственное освещение. СНИП II 4-79. М. Стройиздат,

1980, 49 с.

Руководство по проектированию цветовой отделки интерьеров жилых,

лечебных и производственных зданий. М. Стройиздат, 1978. 74 с.

Указания по проектированию цветовой отделки интерьеров

производственных зданий промышленных предприятий. СН 181-70. - М.

Стройиздат, 1972, 78 с.

9. Браиловский В.А., Исаков В.Д. Актуальные вопросы формирования

светоцветовой среды.- В кн. Эстетические аспекты формирования

производственной среды. - Труды ВНИИТЭ, вып. 15, 1977, с.

127-158.

Руководство по проектированию динамического освещения в

производственных помещениях. М. Стройиздат, 1980. 31 с.

Черниловская Ф.М. Освещение промышленных предприятий и его

гигиеническое значение. Л. Медицина, 1971. 288с.

10. Ланин А.В. Искусство эмоциональной среды. - В кн. Опыт

эстетической организации промышленных предприятий. Л., 1979,

с.37-39.

_



Hosted by uCoz